Среда, 28.06.2017, 05:09
| RSS
Главная » Статьи » Статьи Старкова С.А.

Над курортом тучи ходят хмуро

Мнения и комментарии

01.04.2013, 06:29

Над курортом тучи ходят хмуро

Текст:  Надежда СИДОРЕНКО  

Недавно на «Чимбулаке» случилось ЧП: на склоне горы, на большой скорости столкнулись два лыжника. Оба получили серьёзные травмы, причём один скончался вскоре после прибытия бригады «скорой помощи». Это происшествие вызвало большой резонанс среди любителей горнолыжного спорта. Как утверждает один из них, Станислав Бортко, на курорте мало заботятся о безопасности отдыхающих.

– Я езжу на «Чимбулак» очень часто и хорошо знаю, что в рабочие дни, да ещё в марте, там далеко не многолюдно. Как могли столкнуться на пустом склоне два лыжника? Что помешало им разминуться? Причина может быть только одна: склон был обледенелым из-за неправильной технологической обработки. Его равняют специальной гребёнкой по вечерам, когда снег ещё мягкий, но ночью снег смерзается, образуя сплошную корку. В результате на «Чимбулаке» до обеда практически невозможно кататься.

Вероятнее всего, лыжники не смогли изменить направление движения именно из-за жёсткости склона. На месте столкновения хороший обзор, нет деревьев или других помех. А манёвра не получилось. По отзывам спортсменов, погибший, 57-летний лыжник, катался на «Чимбулаке» всю свою сознательную жизнь, Похоже, опыт в катании был и у молодого участника разыгравшейся трагедии. В противном случае он упал бы метров через двадцать-тридцать, как это обычно бывает, просто от страха – скорость на ледяном спуске гигантская.

– В таком случае, как должен обрабатываться склон?

До обеда склон бывает обледенелым из-за неправильной технологической обработки.

– На других горнолыжных курортах эту работу выполняют ночью, когда снег уже смёрзся, используя не гребёнку, а фрезу. Ледяная корка превращается в мелкую крошку, почти идентичную снегу, и люди могут кататься на склоне с раннего утра. На «Чимбулаке» приходится ждать, пока солнце не растопит лед.

Руководство курорта переводит стрелки на погибшего, утверждая, что на нём не было защитного шлема. Но шлем, и это тоже общеизвестно, от перелома основания черепа не спасает. Считается, что он предупреждает повреждения головы при столкновениях с острыми предметами, хотя на деле легко пробивается осколком кирпича.

Тяжело травмированный лыжник ждал квалифицированной помощи целый час. Дежуривший в тот день в медпункте курорта врач-кардиолог при всём желании не мог заменить бригаду хирургов. На курорте нет машины, чтобы спускать пострадавших с гор. Обычно вызывают «скорую». Она может идти и час, и больше, если на дорогах пробки. На этот раз помощь прибыла через 45 минут, но ещё через 15 пострадавший умер. Сильно спешить назад врачам не пришлось.

Тяжело травмированный лыжник ждал помощи целый час

Тут возникает много вопросов. «Чимбулаку» уже полвека. Он позиционируется как курорт мирового уровня. Но не имеет специалистов-медиков нужного профиля, хотя нетрудно вычислить, какие травмы могут получать горнолыжники. Далее. Все горнолыжные курорты, даже не имеющие статуса мировых, заключают договоры с авиационными подразделениями на доставку пострадавших в лечебные учреждения. На «Чимбулаке» есть вертолётная площадка, у алматинских спасателей есть вертолёт, нет самой малости – договора между руководством курорта и Службой спасения. Поэтому всё, что могут сегодня сделать специалисты последней, это доставить пострадавшего на металлических санях со склона в медпункт и передать дежурному врачу.

– У нас вроде бы запрещены полёты вертолётов в горах…

– Вот именно! А почему? Везде они летают, у нас – нет. Я спрашивал об этом у специалистов. «Мы не знаем, – отвечают. – Нельзя, и всё». И никто не хочет пересмотреть нелепые правила. Ладно бы были одни тяжёлые вертолёты – от них сотрясаются склоны и может возникнуть сход лавин. Но давно появились лёгкие машины, которые проблем не создают. К вертолёту крепится специальный короб, в него помещают пострадавшего. Такая транспортировка не только быстрая, но и щадящая.

– Хорошо, а где сядет машина в городе?

– Посадочная площадка, даже для крупного вертолёта, – это двадцать на двадцать метров. Маленький может приземлиться во дворе больницы или на улице перед больницей, если перекрыть движение транспорта. Этот вопрос несложный, просто никто не пытается его решить. Хотя статистика происшествий на «Чимбулаке» растёт год от года, несмотря на его низкую популярность. Что было бы, если бы посещаемость курорта хоть сколько-нибудь соответствовала заявленной?

Мне известно, что в марте прошлого года Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» обратился к руководству курорта «Чимбулак» с просьбой ответить на ряд вопросов для выработки рекомендаций по безопасной эксплуатации горнолыжных курортов. «При наличии заинтересованности с вашей стороны, – говорилось в письме, – центр готов предоставить результаты анализа и оказать помощь в разработке комплексного плана действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объекте». Как вы догадываетесь, заинтересованности руководство «Чимбулака» не проявило. По прошествии нескольких месяцев оно перевело стрелки на чээсников.

Все горнолыжные курорты, даже не имеющие статуса мировых, заключают договоры с авиационными подразделениями на доставку пострадавших в лечебные учреждения.

Москвичи написали аналогичное письмо в ДЧС Алматы: «Проводится оценка эффективности и адекватности предпринимаемых мер по снижению случаев травматизма, повышению качества медицинской помощи пострадавшим. Результатом должны стать рекомендации для функционирующих и строящихся туристских объектов, в том числе предоставляющих зимние виды отдыха». Ответа москвичи не дождались и от ДЧС.

Мне такая «глухая» позиция кажется очень безответственной. На «Чимбулаке» до сих пор нет даже средств поиска людей, засыпанных снежной лавиной. Весь мир использует для этого магнитографы. Небольшая магнитная пластинка вшивается в лыжный костюм, и в случае схода лавины даже с воздуха человека находят в считанные минуты. Есть другие приборы, размером с монету, которые постоянно выдают радиосигнал, позволяющий точно определить направление поиска. Но тратить деньги на безопасность у нас не любят.

В связи со всем этим мне вспоминается очень давний, начала 90-х годов, разговор с одним из бывших директоров «Чимбулака». В то время курорт пользовался большой популярностью, люди по часу толкались в очереди, чтобы только подняться на гору. И глядя однажды на эту толпу, руководитель сказал: «Даже если пулемёт будет косить всех стремящихся наверх, прорвавшие заслон всё равно обеспечат нас деньгами». Такой подход, очевидно, сохранился и до сих пор. Количество отдыхающих с тех пор сильно уменьшилось, зато цены стали намного выше

Категория: Статьи Старкова С.А. | Добавил: Антонина (24.04.2013)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
тренинг по организации ГО в компаниях

оповещение населения при ЧС, сирены, Сигнал Гражданской обороны Внимание всем!

тренинг в Алматы - Землетрясение -меры по защите и реагированию



Поиск



Юрклуб_информационно-правовая система