Перейти на новую версию сайта
Аргументированная статья Старкова Сергея Александровича против строительства инициируемого властями города международного горно-лыжного курорта в урочище Кок-Жайляо. Интервью на эту тему опубликовано в интернет-газете ZONA-kz (прямая ссылка)

                Старков Сергей  Александрович,  кандидат технических наук. Родился и вырос в г. Алматы, интересы и увлечения – горный туризм, горные лыжи. Заилийский и Кунгей Алатау знает достаточно хорошо за счет прохождения многочисленных туристических маршрутов, в том числе и до побережья озера Иссык-Куль.

Профессиональная деятельность –  стендовые испытания техники в условиях искусственного климата, полигонные испытания военной техники в условиях высокогорья и жаркопустынного климата.

С 1992 года – директор ТОО «Научно-испытательный центр», специализирующегося на вопросах финансово-экономического, инвестиционного, маркетингового и экспертного анализа, разработке концепций и стратегического планирования, проектирования, в том числе горнолыжных и туристических объектов, консалтинга, в том числе в вопросах безопасности и инженерно-технических мероприятий Гражданской обороны.

Проблема Кок-Жайляо

15 марта 2012 года, на Заседании Клуба Института политических решений были заслушаны  доклад Начальника Управления туризма г. Алматы  Б. Жуламанова  по проекту строительства горнолыжного курорта «Кок-Жайляо»  и  презентация кандидата психологических наук, доцента КазНУ им. Аль-Фараби С.Куратова «Экология и экономическое развитие: как обеспечить баланс интересов?»

              В своем докладе Б.Жуламанов сообщил, что управление уже приступило к проектированию туристической базы на территории Иле Алатауского государственного национального парка и на эти цели  выделено 375 миллионов тенге.  В этом проекте инвестиции государства составят порядка 700 млн. долларов США, что составит 25% от требуемых средств, которые будут направлены в развитие инфраструктуры, а остальные средства предполагается получить от частных инвесторов. В инфраструктуру, строительство которой будет финансировать государство, войдут: профилирование склонов, строительство подъемников, системы искусственного оснежения, системы защиты от лавин,  объектов  муниципальной инфраструктуры (дорог, электроснабжения, водоснабжения, канализации). Частные инвестиции будут направлены в строительство отелей, апартаментов, шале, коммерческих, развлекательных и спортивных центров.

          Необходимость такого строительства  Б.Жуламанов  объяснил выполнением поручения президента о строительстве в Алматы горнолыжного курорта мирового уровня, а Шымбулак и другие лыжные курорты региона не соответствуют таким стандартам, чтобы привлекать туристов издалека, а в Кок-Жайляо хороший рельеф, климатические условия лучше, чем в Альпах, Сочи, Японии, Китае и Индии, при этом у нас легкий, хороший снег, длинный сезон катания (7 месяцев) и в пределах 3-4 часового перелета от Алматы расположены мегаполисы, многонаселенные города и страны, показывающие колоссальный спрос на услуги горнолыжного комплекса в Алматинском регионе, в частности это Казахстан, Китай, страны персидского залива, Азербайджан, Турция, Россия, Украина, Индия, Пакистан и др.

           Эта длинная цитата взята из еженедельника «Аргументы и Факты Казахстан» № 12, 2012г., она не была дезавуирована городскими властями и, наоборот, эти данные были многократно повторены в других периодических изданиях.

           С.Куратов в своем выступлении обратил внимание аудитории на то, что строительство на территории Иле-Алатауского государственного парка запрещено законом, это строительство нарушит экологию региона и негативно отразится на экологии города, что по закону такое проектирование и строительство требует проведения общественных слушаний, экологического заключения, серьезного технико-экономического обоснования и учета общественного мнения.

             При  обсуждении этих двух докладов многочисленные выступающие, экологи, проектировщики, представители туристической отрасли указывали на абсурдность идеи городских властей о строительстве курорта именно на Кок-Жайляо, потому что ни по располагаемой площади, ни по высоте над  уровнем моря, ни по рельефу, ни по обеспеченности водой выбранная площадка не соответствует заявляемым целям. И единственным объяснением этого решения городских властей может быть желание за счет государственного финансирования создать инфраструктуру на выбранной площадке и, затем, продавать эти площади частным инвесторам под строительство. Позиция конечно понятная, учитывая всю историю строительства в городе и предгорьях вокруг Алматы.

В связи с активно планируемым строительством  нового горнолыжного курорта  хорошо бы посмотреть на результаты предыдущего.  Для  этого можно посмотреть тот же еженедельник «Аргументы и факты Казахстан» № 27 2007 года, статья «Медеу-Шымбулак идет к мировым стандартам». В статье объясняется, что масштабные планы строительства связаны с целью создания в Алматы современного туристического кластера мирового уровня, горный курорт Медео-Шымбулак должен стать одним из центров экотуризма Казахстана, местом массового отдыха с необходимой развитой инфраструктурой. В районе катка будет построена крытая автостоянка на 3000 мест, что позволит освободить территорию курорта от большого количества машин. Пропускная способность курорта составит 5000 человек в день, что превратит Шымбулак в горнолыжный курорт мирового уровня. Установка стационарных и мобильных снежных пушек позволит начинать горнолыжный курорт в ноябре, а заканчивать в апреле. Параллельно с этим будет развиваться и необходимая для курорта международного класса инфраструктура – гостиницы, рестораны, пункты проката, вдоль реки Малая Алматинка будут разбиты дорожки для пеших прогулок и катания на велосипедах. Таким образом, высокогорный курортный комплекс близ Алматы  станет одним из лучших горнолыжных курортов мира.

 В газетах того периода сообщалось, что на реконструкцию Медео-Шымбулак был выделен 1 миллиард  долларов. Поскольку деньги выделялись государственные, хорошо бы государству теперь спросить, а  куда и на что конкретно пошли выделенные деньги, почему так и остались недостроенными многие запланированные объекты горнолыжного курорта.  Почему не получился в Казахстане курорт мирового уровня и где все эти обещанные любители горных лыж  из зарубежных стран и почему свои  все больше предпочитают  кататься в Киргизском Караколе.             И почему теперь Шымбулак не соответствует требованиям к снегу, склонам, климату, а Кок-Жайляо будет соответствовать.  Чем же Кок-Жайляо будет лучше Шымбулака,  ведь площади там вдвое меньше,  высоты ниже,   снега  выпадает  меньше и он раньше стаивает, и  воды там нет в достаточном количестве ни для курорта, ни для искусственного оснежения, ни для канализации. И рельеф  там крайне сложный и неудобный для катания, что потребует значительных вложений в реконструкцию  склонов и поставит вопрос о возможности окупаемости вложений. И почему Шымбулаку нельзя развиваться на юг, в сторону ущелья к западу от пика Школьник, там свободные площади почти равны существующим Шымбулакским, или на восток, в ущелье левого Талгара, там площади, пригодные для катания даже превышают Шымбулакские, и снег держится дольше, потому что склон с восточной экспозицией.

  Эти вопросы хорошо бы задать городским властям, потому что подрядчиком нового строительства, по-видимому, выступит  та же фирма, что осваивала средства при строительстве курорта мирового уровня на Шымбулаке.

  Привезенные эксперты «французской «фирмы «Горимпекс» сейчас уверяют всех, что Кок-Жайляо очень подходит для курорта «мирового» уровняю. Интересная реклама "французской" горнолыжной отрасли. Я ничего не имею против фирмы Горимпекс, но дело в том, что Горимпекс- это группа Российских компаний, занимающихся проектированием ГЛК, поставкой и монтажем импортного  (поддержанного и нового) оборудования для горнолыжных трасс. Основана в 1996 году, указывает в рекламе проекты, в которых принимала участие с 2000 по 2008 годы.

  Среди этих Проектов названы - "Кок-Жайляо", "Чимбулак", и"Заилийский-Алатау" - о последнем никто здесь не слышал.. Эта информация в открытом доступе в поисковике.

Адрес фирмы - московский, компании в составе фирмы - московские, представительство в Париже, а наши организаторы строительства "курорта мирового уровня" подают ее как "французскую" фирму. Ситуация похожа на детскую сказку про "Платье голого короля". Угадайте с трех раз, кто окажется в роли "Голого короля" после окончания строительства еще одного курорта "мирового уровня", ведь один у нас уже есть, это Чимбулак.

При планировании строительства  любого курорта на первом месте всегда стоит вопрос о сроках окупаемости вложений. Потенциальный инвестор всегда спрашивает, а почему вы считаете, что  люди предпочтут отдых именно на вашем курорте, чем он лучше существующих? И в какие сроки я верну вложенные в строительство деньги и получу прибыль?  В среднем, сроки окупаемости вновь построенных горнолыжных курортов составляют 7-8 лет. При этом владельцы горнолыжных курортов помимо зимних развлечений стараются предоставить клиентам максимум летних видов отдыха. В наших условиях нужно просто взять в руки многолетние данные Казгидромета о высоте снегового покрова по зимним месяцам,  чтобы увидеть, что в Малоалматинском ущелье, к которому относится и Шымбулак и Кок-Жайляо , на высотах от 2 до 2,5 тысяч метров к концу ноября выпадает 18-20 сантиметров снега, что крайне недостаточно для катания, к концу декабря высота снежного покрова увеличивается до 36 см, к середине марта - до 60 см, а в начале апреля она составляет уже около 40 см и только в высокогорье, на высоте более 3 тысяч метров снежный покров глубиной 60 см остается на протяжении всего апреля, исчезая к концу мая. Сравните эти данные с высотой снежного покрова в Алте (Солт-Лейк-Сити, США), где выпадает от 10 до 12 метров снега, или на Западном Кавказе, в районе Красной Поляны, -5-6 метров, а максимальная  глубина снегового покрова  там отмечена в 11 метров.  

       Т.е. для того, чтобы обеспечить катание в декабре на наших склонах, там нужно «вылизать» весь склон, вывезти все камни, а склон засыпать мелким грунтом, укатать и засадить травой, а это гигантский объем земляных работ.  Причем эту работу надо будет повторять много лет подряд, пока склоны не зарастут естественным плотным дерном, иначе весной все будет размываться талыми водами. Что и произошло на Шымбулаке весной 2011 года, там образовались глубокие овраги на выглаженных, не задерненных  склонах, которые пришлось вновь засыпать и заравнивать.  Установленные на склоне несколько снеговых пушек не обеспечили ожидаемое продление зимнего сезона, а в верхней части склона, у Талгарского перевала, куда строителям не удалось подать воду для искусственного оснежения, всю зиму лыжники катались по смеси снега и камней.

Огромный объем земляных работ на  Кок-Жайляо, связанный с необходимой реконструкцией склонов и с планируемым строительством инфраструктуры  горнолыжного курорта,  вызовет оползневую ситуацию,  весь грунт с талыми и дождевыми водами потечет в ущелье речки Батарейки и потом в Малую Алматинку, а по ущелью речки  Терс-Бутак  до Большого Алматинского ущелья, а это все места обитания краснокнижных животных и ареал распространения краснокнижных растений, о чем и говорят экологи.

При этом говорить  о 7 месячном лыжном сезоне на Кок-Жайляо это значит откровенно обманывать людей, в лучшем случае это декабрь, январь и февраль, а в марте уже мокрый, тяжелый снег и проталины.

Вопрос окупаемости вложений в этот горнолыжный курорт можно вообще не ставить, потому что малые площади, которые можно использовать для катания и короткий период катания не позволят это сделать в разумные сроки.

Значит – ли это, что не нужно строить горнолыжные курорты в Заилийском Алатау? Разумеется нет.   Все страны, имеющие на своей территории какие-либо заметные и интересные ландшафтные достопримечательности, а особенно,  имеющие горы  или  какое- либо подобие гор, развивают у себя туристическую инфраструктуру. Всем давно известно, что туристическая отрасль высокодоходна, все инвестиции в этой области окупаются очень быстро. За примерами далеко ходить не надо, например Китай, практически ежегодно вводящий в строй новые горнолыжные курорты, или Россия, которая, несмотря на экономические проблемы, начала строительство пяти крупных горнолыжных курортов на Кавказе.

  В тесной Европе или в просторной Америке горнолыжные курорты строят новые и новые подъемники, канатные дороги, новые горнолыжные трассы, суммарная протяженность которых на отдельных курортах достигает 180-260 км. Лишь в Казахстане, имеющем уникальные возможности для развития горнолыжного спорта и туризма, люди, декларирующие свою заботу о здоровье нации, об экономическом процветании страны, до сих пор хвалятся Чимбулаком, построенным в начале прошлого столетия и лишь в последние годы начавшим незначительную реконструкцию. Но, даже если будут построены подъемники в ущелье Левого Талгара и в боковое ущелье, примыкающее к западному склону пика Школьник, Чимбулак все равно не станет курортом мирового уровня – слишком малы его возможности. Про трассы Алма-Тау, Табагана и Ак-Булака можно вообще умолчать. А в это время из страны вывозятся огромные деньги – банкирами, олигархами, туристами, всеми, кто не хочет или не может связывать свое будущее с будущим страны, а иностранные туристы ошалело повторяют - …у вас такие возможности, и вы ничего не делаете… .

Но,  если посмотреть на опыт Европейских стран, где продолжительность зимнего катания тоже составляет 3-4 месяца,  можно увидеть, что, например,  в Альпах, «Немецкое альпийское общество» вместе с австрийскими фирмами построили и поддерживают в хорошем состоянии 40 тысяч  километров туристических троп,  более 150 горных приютов, имеющих 12 тысяч спальных мест  и общее число ночевок в этих приютах достигает 500 тысяч в год. При этом на создание и модернизацию водоводных и канализационных трасс к этим приютам ежегодно тратится 25 миллионов австрийских шиллингов, обслуживающий персонал каждого приюта составляет в среднем 5 человек. При этом никакого альтруизма, все это окупается и приносит прибыли.

В наших горах тоже очень много туристических троп,  места массовых ночевок усеяны проржавевшими консервными банками. Когда-то по этим тропам  ходили ежегодно тысячи туристов, Северный Тянь-Шань был известен во всех республиках и городах Союза в качестве второй Швейцарии. Все закончилось в 60-х годах прошлого века, когда к руководству местной  туристической отраслью пришли чиновники, не любившие лишних хлопот и закрывшие местные туристические базы под предлогом обеспечения селевой безопасности. Потом был долгий период, когда за день, проведенный в горах, пройдя 30-40 км, можно было не встретить ни одного человека. Сейчас в горах опять стали появляться люди, общающиеся с природой, -   пенсионеры, молодежь. По тропе на Кок-Жайляо за выходной день иногда проходит до нескольких сотен человек и идут они туда конечно не для того, чтобы посмотреть на заборы и стройки.

Так и надо развивать в наших горах в первую очередь экологический туризм (горно-пешеходный, созерцательный), альпинизм, для этого совсем не обязательно переворачивать горные склоны и вкладывать в это дело миллиарды, это значительно дешевле. Просто нужно строить  комфортабельные горные хижины и приюты в красивейших местах Заилийского Алатау. Тем более, что наблюдающийся во всем мире эффект глобального потепления уже приводит к банкротству низкорасположенные горнолыжные курорты в Альпах. И с целью сохранить горнолыжную отрасль и продления сроков катания уже  строят подъемники на ледниках, выше 3, 4 и даже 5 тысяч метров.

Бессмысленность затеи со строительством горнолыжного курорта именно на Кок-Жайляо видна не только местным специалистам, но и иностранным:

12 апреля 2012 года почетный президент Немецкого Союза охраны природы (НАБУ), лауреат альтернативной Нобелевской премии, профессор, доктор Михаель Сукков (Michael Succow) и вице-президент НАБУ, председатель Фонда НАБУ Интернационал, Томас Теннхардт (Thomas Tennhardt) обратились к президенту Казахстана с просьбой отказаться от строительства горнолыжного курорта в Иле-Алатауском национальном парке. Письмо было также направлено министру охраны окружающей среды РК Каппарову Н.Д., министру сельского хозяйства РК Мамытбекову А.С. и министру индустрии и новых технологий РК Исекешеву А.О.:

«… Мы убеждены, что номинация в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО увеличит возможности для устойчивого развития туризма в парке, и что в долгосрочной перспективе это принесет бóльшую пользу, чем создание горнолыжного курорта.  
Мы, безусловно, приветствуем стремление развивать туризм в Казахстане. С помощью проекта ETPACK (Экологический туризм и общественная осведомленность в Центральном Казахстане) и других проектов НАБУ уже много лет поддерживает развитие экологического туризма в стране. Особенное внимание уделяется  сотрудничеству с местным населением сельских районов, так как развитие экотуризма может улучшить благосостояние социально-уязвимых слоев населения. …Поэтому мы убедительно просим Вас отказаться от создания большого горнолыжного курорта в Иле-Алатауском национальном парке. Мы готовы содействовать дальнейшему развитию парка и номинации его в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО».  
              Дагмар Шрайбер (эксперт по экотуризму, автор двух путеводителей по Казахстану, соавтор учебника по экотуризму):

«…Если мы посмотрим на туризм с экономической точки зрения, то обнаружим, что проект строительства горнолыжного курорта на Кок-Жайляу выглядит весьма сомнительным. Спрос на турпродукт Казахстана не позволяет рассчитывать на окупаемость такого проекта. На данный момент в страну ежегодно приезжают около 40.000 иностранных туристов, большинство из них – в деловых целях. Опросы, которые мы проводили среди иностранных граждан, позволяют сделать вывод, что горнолыжным туризмом в Казахстане интересуется крошечное меньшинство. Причин для этого много:  визово-регистрационный режим, дороговизна турпродукта, неудовлетворительный  сервис, отдаленность страны, плохая экологическая ситуация, вымогательство, взятки и т.д. Рассчитывать на китайского и индийского потребителя, по-моему, тоже не стоит, эти страны развивают свои горнолыжные территории, где кататься будет дешевле и удобнее. Так что проект с точки зрения туристского спроса с большой вероятностью может оказаться неудачным, бюджетные деньги могут быть потрачены напрасно».

Но люди, перед которыми маячат большие бюджетные деньги и перспективы последующего распределения территорий похоже не читают газет и не слушают специалистов.

А ведь на проблему строительства горнолыжных курортов и подъемников в наших горах за бюджетные деньги можно посмотреть и с другой стороны.

26 апреля 2012 года состоялось 67 заседание Cовета командующих пограничными войсками стран – участниц СНГ, о котором директор  пограничной службы (ПС) КНБ РК Нуржан Мырзалиев сообщил следующее:

«…Это совещание дает нам возможность сбора аналитической информации, а также обмена текущей оперативной информацией в целях борьбы с мигрантами-нелегалами, торговлей людьми, терроризмом. Особенно актуальный вопрос – борьба с наркобизнесом, существующими потоками наркотрафика.  В текущем году погранслужба РК планирует соорудить инженерные сооружения от региона Жетысай (Южно-Казахстанская область) до Каспия. Это примерно 2,5 тысячи километров. Большая работа в этом плане сейчас проводится и новая система  позволит укрепить южные границы Казахстана". 
        Но южная граница у Казахстана имеется не только с Туркменией и Узбекистаном, но и с Кыргызстаном, в котором в последние годы происходят многочисленные нежелательные события.  И по сообщениям в прессе, уже имелись попытки провоза оружия и наркотиков через границу с Казахстаном.

    Дальше можно процитировать  Александра Князева, профессора, доктора исторических наук, координатора региональных программ Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН:

   «…Общий анализ ситуации в Афганистане, Таджикистане и Киргизии позволяет прогнозировать вероятное объединение трех стран в единую конфликтную зону. Это только подтверждается низким уровнем охраны государственных границ между Афганистаном и Таджикистаном, между Таджикистаном и Киргизией. Несомненно, близость зоны конфликта обязательно окажет воздействие на Узбекистан и Казахстан. Такое развитие событий может повлечь участие в конфликте России, в частности в формате ОДКБ, что дополнительно приведет к разрастанию и пролонгации конфликта в рамках всего региона. Превратив его уже не в проектном, а во вполне реальном измерении, в часть находящегося в состоянии перманентного вооруженного конфликта "Большого Ближнего Востока". Вовсе не случайным выглядит и нынешнее обострение таджикско-узбекских отношений. Возобновление межэтнического конфликта на юге Киргизии, синхронизированное с таджикско-узбекским конфликтом, может стать катализатором дестабилизации всего региона».    

    В этой связи давайте вспомним, что Алматы приграничный город, - в 16 км к югу, по хребту Заилийский Алатау, проходит государственная граница с Кыргызстаном.  За хребтом, по дну ущелья вдоль берега реки Чон-Кемин имеется горная автодорога, поднимающаяся  с кыргызской стороны на перевал Озерный, в 5 км выше большого Алматинского озера, позволяющая подвозить любые грузы или контингенты практически на улицы города.
         Ввиду возможных негативных политических изменений в регионе, граница в районе крупнейшего приграничного города Алматы может внезапно оказаться проблемной и, в этом случае, инженерные приграничные сооружения Казахстанской пограничной службе придется строить и защищать вдоль проспекта Аль-Фараби, с сответствующими проблемами по их обслуживанию и эксплуатации территории за линией инженерных сооружений.

    Альтернативный вариант этой ситуации - уже сейчас, немедленно, начинать осваивать
высокогорные территории вдоль границы, т.е. верховья ущелий Левый Талгар, Малоалматинское, Большое Алматинское,  Проходное, Каргалинское,  Аксайское,  Каскеленское, т.е. всех ущелий,  имеющих легкодоступные перевалы в ущелье Чон-Кемина и  открывающих кратчайший доступ к городу от линии госграницы.  Это можно сделать, построив в верховьях этих ущелий горнолыжные
объекты (базы или курорты, горные хижины или приюты) и связав их между собой трассами
подъемников, пересекающих меридиональные хребты.   Снеголавинную безопасность на этих объектах и в этих ущельях должны будут обеспечивать подразделения "снежного (лыжного) патруля", созданного на базе пограничной службы КНБ РК и обеспечивающего  контроль и, при необходимости, защиту госграницы.

  Вот это будет обоснованная трата государственного бюджета, тем более, что на высотах выше трех тысяч метров и снега выпадает больше и лежит он дольше, почти 7 месяцев.

  Для создания буферной зоны вдоль границы, с дружески настроенным местным населением, нужно осваивать приграничный регион на территории соседней страны, которым для нашего города является Иссык-Кульская котловина, служащая для алмаатинцев традиционным местом летнего отдыха,  население которой существует, в основном, на поступления от туристического бизнеса и было бы радо расширению этого бизнеса.

  В этой связи непонятно, почему наши власти не поддерживают проект "Озерный Транзит", предложенный еще в 2008г. Проект, который предусматривает строительство Комплекса сооружений с цепочкой гондольных канатных дорог от Алматы до побережья озера Иссык-Куль и двумя высокогорными лыжно-туристическими курортами на северных склонах Заилийского и Кунгей  Алатау, имеющих систему радиальных канатных дорог. Главным достоинством проекта будет его быстрая окупаемость и высокая рентабельность, так как действовать он будет практически круглый год: летом для доставки туристов и отдыхающих на горные курорты и санатории на побережье озера и обратно, и зимой, для доставки лыжников и отдыхающих на те же горнолыжные курорты и круглогодичные санатории на побережье и обратно.  Проект, предоставляющий многочисленные рабочие места для населения нашего города, Иссык-Кульской котловины и Чуйской долины, предусматривающий освоение огромного высокогорного региона в целях развития различных видов экологического туризма, альпинизма, рафтинга, горных велосипедов, горных и беговых лыжных видов спорта, с возможностями практически неограниченного увеличения въездного туризма из различных стран мира. Проект, направленный на развитие туристического сектора экономики республик Казахстан и Кыргызстан, на поддержку программ развития малого и среднего бизнеса этих республик на пропаганду и развитие программ поддержки здорового образа жизни.


 Если желаете, можете высказаться "за" или "против" в прилагаемой ниже форме или открыть страницу на форуме этого сайта

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Оценка сайта:
Код безопасности *:



тренинг по организации ГО в компаниях

оповещение населения при ЧС, сирены, Сигнал Гражданской обороны Внимание всем!

тренинг в Алматы - Землетрясение -меры по защите и реагированию



Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Новости



Юрклуб_информационно-правовая система