Перейти на новую версию сайта

Ведь это наши горы?

3 декабря 2012 |  

 статья опубликована здесь http://www.pikir.info/2012/12/182/ 

Сергей СТАРКОВ в интервью Ярославу РАЗУМОВУ  о горах, границах и проблемах приграничного Алматы

В последние месяцы казахстанские власти наконец-то взялись за инженерное
обустройство южных границ страны. Что ж, лучше поздно, чем совсем поздно… Как
это нередко у нас бывает, эту проблему раньше и острее, чем госорганы, поднимали
представители общественности. Лично я впервые о ее состоянии услышал еще несколько
лет назад от Сергея Старкова, известного отечественного эксперта по различным
техническим вопросам и большого знатока гор. Недавно, после летней трагедии в
Аксайском ущелье, мы, в разговоре с г-ном Старковым вновь вспомнили эту проблему.

- Сергей Александрович, насколько охрана внешних границ актуальна для юго-
восточных регионов Казахстана?

- Судите сами. Крупнейший город Казахстана – Алматы, является приграничным городом:
в 16 км к югу, по хребту Заилийский Алатау, проходит государственная граница с
Кыргызстаном. За хребтом, по дну ущелья, вдоль берега реки Чон-Кемин, имеется горная
автодорога, поднимающаяся с киргизской стороны на перевал Озерный, в 5 км выше
большого Алматинского озера. Это создает условия, чтобы подвезти из-за границы любые
грузы или контингенты практически на улицы Алматы.

Кроме того, вблизи города легкодоступные пограничные перевалы имеют Проходное
и Каскеленское ущелья, а через перевалы в меридианальных хребтах легко проходимыми
являются ущелья Левого Талгара, Каргалинское и Аксайское. Некоторые из этих
пограничных перевалов доступны для преодоления не только пешком, но и на
квадроциклах и на снегоходах в зимнее время.

Ввиду возможных негативных политических изменений в регионе, граница в районе
крупнейшего казахстанского города Алматы может внезапно оказаться проблемной
и, в этом случае, инженерные приграничные сооружения Казахстанской пограничной
службе придется строить и защищать, фактически, вдоль проспекта Аль-Фараби, с
соответствующими проблемами по их обслуживанию и ограничениями в эксплуатации
территории за линией инженерных сооружений.

- Но существует практика охраны границ нарядами, временными выносными
заставами…

- Эффективный контроль ущелий пограничными нарядами в низкогорной зоне
невозможен, ввиду огромной площади, трудно контролируемой в горных условиях.
А контроль в высокогорье, в зоне перевалов, сейчас невозможен из-за отсутствия
постоянных или временных застав с жилыми постройками. Строительство таких застав или аванпостов в высокогорье, как правило, невозможно из-за отсутствия дорог для подвозки стройматериалов и подъезда строительной техники.

А пограничный контроль в высокогорной части перечисленных ущелий необходим еще
и потому, что Правительством РК и городскими властями инициировано осуществление
Программы освоения горного региона рядом с г.Алматы (Горнолыжный Курорт Кок-
Жайляу), в целях развития международного туризма и лыжного спорта и, вследствие
этого, количество людей в горах рядом с мегаполисом будет возрастать ежегодно.

В этой ситуации, на наш взгляд, Погранслужбе РК уже сейчас необходимо начинать
осваивать высокогорные территории вдоль границы, — верховья ущелий Левый Талгар,
Большое Алматинское, Проходное, Каргалинское, Аксайское, Каскеленское, т.е.
все ущелья, расположенные рядом с Алматы, имеющие легкодоступные перевалы в
ущелье Чон-Кемина и открывающие кратчайший доступ к городу от линии госграницы.
Для этого нужно, в частности, разработать и изготовить для нужд погранслужбы
авиатранспортабельные жилые модули с возможностью круглогодичного размещения
личного состава в высокогорье, которые позволят в кратчайшие сроки освоить
пограничной службе высокогорные районы границы. И с этим нельзя тянуть…

В дальнейшем, в рамках развития Программы освоения региона, можно будет
построить в верховьях этих ущелий горнолыжные объекты — базы или курорты, горные
хижины или приюты для туристов и альпинистов, и связать их между собой трассами
канатных подъемников, пересекающих меридиональные хребты. Снеголавинную
безопасность на этих объектах и в этих ущельях должны будут обеспечивать
подразделения «снежного (лыжного) патруля», созданного на базе пограничной службы
КНБ РК, обеспечивающего контроль и, при необходимости, защиту госграницы и
имеющих для этого специальную технику и средства.

При таком освоении горного региона будет получена двойная польза; и поступления
в бюджет РК от туристической деятельности и контроль госграницы с возможностью
быстрого перемещения сил и средств вдоль границы, при необходимости. Это будет
обоснованная трата государственного бюджета, тем более, что на высотах выше трех
тысяч метров и снега выпадает больше и лежит он дольше, почти 7 месяцев в году.

- Вы несколько лет назад выступали с проектом строительства комплекса «Озерный
Транзит», включающего магистральную гондольную канатную дорогу от Алматы до
побережья озера Иссык-Куль и два высокогорных лыжно-туристических курорта на
северных склонах Заилийского и Кунгей Ала-Тау, с системой радиальных канатных
дорог. Значит, при нынешних условиях, эта идея нереальна?

- Наоборот. Границу защищают не только инженерными или военными методами, но
и политическими. А для этого, в первую очередь, нужно создание своего рода «буферной
зоны» вдоль границы Казахстана, то есть той территории сопредельного государства,
где население было бы изначально настроено дружески в отношении Казахстана.
Таким регионом для нашего города является Иссык-Кульская котловина, служащая для
алмаатинцев традиционным местом летнего отдыха, население которой существует, в
основном, на поступления от туристического бизнеса и было бы радо расширению этого
бизнеса. Чему и мог бы активно послужить проект «Озерного Транзита».

- Сейчас, на Ваш взгляд, в части укрепления госграницы что-то делается?

- По сообщениям в прессе, идет строительство застав вдоль границ с Туркменистаном
и Узбекистаном. Было бы странно в нынешней ситуации, тем более, в виду скорого
ухода американцев из Афганистана и других процессов, уже в Средней Азии, этим не
заниматься. Ведь вся южная граница совсем открыта. У нас в горах, ничего пока не
строится, в СМИ были сообщения только о работах в Джамбульской области. Недавно
был на Большом Алматинском озере — прекрасный туристический объект, охраняемый в
настоящее время, объект, который также включен в предполагаемую зону строительства
курорта Кок-Жайляу. При подходе к озеру увидели, как вышел из домика солдатик за
водой, в штанах и майке, увидел нас, сказал — к воде не спускайтесь, вот и вся охрана. Т.е.,
при необходимости, обойти такие посты желающим не составит труда.

Границу надо укреплять и адекватно охранять не там, где это удобнее, а где существует
наиболее потенциально опасная ситуация. Рядом с крупнейшим городом Казахстана
расположен огромный горный регион и тот, кто его контролирует (осваивает или
постоянно присутствует) и является его фактическим хозяином. Если контроль этой,
пустынной в настоящее время территории, с нашей стороны будет недостаточным или
периодическим, и в дальнейшем будут возможны ситуации, похожии на происшествие в
Аксайском ущелье.

- Вы знакомили с Вашими соображениями ответственных лиц?

- Во всяком случае, пытался сделать это на доступном мне уровне. Ответа, тем более
результатов, пока не видел.

тренинг по организации ГО в компаниях

оповещение населения при ЧС, сирены, Сигнал Гражданской обороны Внимание всем!

тренинг в Алматы - Землетрясение -меры по защите и реагированию



Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Новости



Юрклуб_информационно-правовая система