Перейти на новую версию сайта

На минувшей неделе глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, на встрече с министром экономики и бюджетного планирования Ерболатом Досаевым, в очередной раз подчеркнул, что сегодня приоритетом для государства является рациональное использование бюджетных средств.

И если рассматривать цифры государственного бюджета становится очевидным, что главные расходы направлены на социальную помощь и социальное обеспечение уязвимой части населения. Следовательно, экономия бюджетных средств действительно является одной из главных задач государства.

В этой связи совершенно непонятной становится  ситуация с неадекватным  желанием городских властей Алматы построить еще один горнолыжный курорт «мирового уровня» на прилегающей к городу территории национального парка.

Можно было бы понять разработчиков идеи этого строительства, если бы запланированные к расходам бюджетные средства когда-нибудь действительно смогли бы вернуться в бюджет Казахстана, но рассмотрение даже предварительных планов этого строительства убеждает в обратном.

Много знаешь – плохо спишь. Полтора месяца назад канадская компания Ecosign представила заказчику в лице акимата южной столицы второй и окончательный этап Отчета о работах, проведенных в рамках Системного плана развития горнолыжной зоны города Алматы, подготовленного АО «Казахстанский институт развития индустрии». Совершенно случайно этот любопытный документ попал в руки директора ТОО «Научный испытательный центр» Сергея Старкова, который внимательно изучил его и по сей день пребывает в изумлении. Помаявшись бессонницей, алматинец поделился своим открытием с корреспондентом «Мегаполиса».

 

- Сергей Александрович, что вас так поразило в Системном плане?

В 907- страничном документе на 256 страницах рассказывается о мировых горнолыжных курортах, где среди прочих условий, требуемых для существования курортов, говорится о необходимости снегового покрова толщиной не менее 60 см к 15 декабря для начала функционирования курорта и это на гладких поверхностях альпийских лугов. В скалистых, каменистых покровах, к которым относятся склоны выше Кок-Жайляу, где планируются горнолыжные трассы, требуется гораздо большая глубина снежного покрова. Но когда мы смотрим на данные многолетних наблюдений постов Казгидромета, приведенные для аналогичных высот, соответствующих выбранному району строительства, то видим, что в конце ноября толщина снежного покрова составляет 12-18 см, в конце декабря - доходит до 36-38 см, и лишь в конце марта достигает 60 см. Около 40 см в период  между январем и мартом на высоте около 1800 метров в районе предполагаемого строительства курорта (по данным фирмы Экосайн).

Для сравнения возможностей других горнолыжных курортов в Отчете приводятся даны о том, что в Калифорнии (Маммет) за сезон выпадант 10 метров снега, в Колорадо (Стимбоут) -8, 86 метров, (Вейл) – 9, 29 метров.

Поэтому, заверения представителей городских властей об уверенном 7-месячном периоде катания – откровенная дезинформация.

Получается, что разработчики проекта (канадская фирма Экосайн), проанализировав возможности 9 обследованных площадок Заилийского Ала-Тау и показывая, что на всех обследованных площадках высоты снежного покрова крайне недостаточно для создания горнолыжного курорта, тем не менее делают вывод о целесообразности строительства курорта «Мирового уровня» именно в урочище Кок Жайляу. При этом, Специалисты Экосайн отмечают, что для эксплуатации горнолыжных трасс в выбранном регионе потребуется 100% искусственное оснежение склонов, а это на 20% удорожает сметную стоимость проекта. При этом, на искусственное оснежение склонов понадобится до 10 тысяч кубометров воды в сутки плюс расходы на обслуживание гостиничных комплексов), а ведь эту воду придется забирать из горных речек, обеспечивающих город водой, а город и так испытывает дефицит воды. Следовательно, всем алмаатинцам придется оплачивать чью-то прихоть, так как в последствие неизбежно произойдет увеличение тарифов на воду.

При производстве планировочных работ в высокогорье, а этот дорогостоящий процесс необходим, чтобы убрать камни и подготовить склоны для катания на лыжах, произойдет неизбежное 100%уничтожение естественного травяного покрытия. Снятие тонкого задерненного слоя грунта, лежащего на моренных и скальных основаниях в высокогорье, будет являться катастрофой для экологии района и обеспечит на много десятков лет эрозионные процессы на территории строительства, а следовательно, и удорожание эксплуатации курорта, которая также ляжет на бюджет города. Обещания Заказчика об аккуратном переносе дерна и рекультивации склонов, технически невыполнимы в условиях высокогорья, в этом можно убедиться, посмотрев результаты этих работ на Чимбулаке.

В Отчете не учитывается резко отрицательное отношение к проекту общественности города, озабоченной состоянием природы и культуры, хотя в разделе 4 говорится о проведенном  исследовании социального климата.

Анализ потенциального рынка спроса на горнолыжный туризм в районе г.Алматы, приведенный в разделе 3 на 57 страницах, вообще вызывает смех. С большим воодушевлением авторы доказывают, что весь Казахстан, огромная часть населения России и Китая мечтают приехать кататься на склонах Кок-Жайляу.

Непонятно, с какого потолка берутся цифры посетителей. По данным маркетинговых исследований, путем якобы телефонных опросов по 2000 человек в каждой рассматриваемой стране, авторы приходят к выводу о том, что количество однодневных (приезжающих на один день) посетителей (экскурсантов) будущей курортной зоны будет составлять, согласно этому документу, в зимнее время 200 тысяч человек, а в летнее, соответственно, 330 тысяч. Вы когда-нибудь видели столько людей в наших горах?

Ещё большие сомнения вызывают прогнозные данные о количестве посетителей Кок-Жайлау за один, притом зимний, день: 1158000 жителей Казахстана - то есть каждый десятый, в том числе среди них - 624000 лыжников - боюсь, что у нас в Казахстане их столько не наберётся. Россия при этом осчастливит курорт 99900 любителями лыж в день, а Китай 108 тысячами, несмотря на то, что в обеих странах есть свои горнолыжные курорты, которые вводятся в строй с опережающими потребности этих стран темпами (стр.238).

Мы бы хотели, чтобы к нам действительно приехали и триста и пятьсот тысяч туристов, но чтобы они смогли увезти благоприятные впечатления об отдыхе в нашей стране, курорт должен быть построен в правильном месте. И последнее слово в выборе этого места должно оставаться за отечественными специалистами, которые знают наши горы не по снимкам из космоса.            

Разработчики плана не берут во внимание особенности накопления снега в Заилийском Алатау. Снежный покров улучшается по мере продвижения с запада (от Каскелена) на восток (к Тургеню) и подъёма над уровнем моря – с 50-60 сантиметров в конце марта на уровне Кок-Жайлау до 200 сантиметров (иногда) в высокогорье. Не учитывается «роза ветров» в предгорьях: прогретый над городом воздух поднимает сажу и выхлопные газы вверх по ущельям, на территорию будущего курорта, что еще больше сокращает период катания из-за раннего стаивания снега.

Приведённые в Системном плане характеристики склонов (частично взятые из чужих исследований, но вполне достоверные) красноречиво говорят о том, что специалисты из Казахстана, Франции, Испании, Андорры в 80-х годах не зря рекомендовали строить курорт в Тургеньском ущелье - лучше места для этого в наших горах не найти. Но выводы делаются в пользу Кок-Жайляу. Канадцев не настораживают ни откровенно непригодные для катания скальные склоны, ни дорогостоящее строительство дорог и коммуникаций в горах. Подъёмники на Кок-Жайлау будут очень длинными, и отдыхающим придется тратить больше времени на подъём, чем на катание на лыжах. И на это закрывают глаза приглашённые эксперты. Совершенно очевидно, что вопросы рентабельности будущего курорта не являются приоритетными ни для разработчика, ни (что особенно странно) для Заказчика. Скорее всего, власти Алматы стремятся привлечь инвестиции под идею строительства ГЛК с последующей выгодой для себя. Иначе зачем им лоббировать заведомо провальный проект?

- Почему вы так уверены в том, что он провальный?

- А разве не таким оказался Чимбулак? Не получилось из него курорта мирового значения, каким он декларировался в период реконструкции, совсем недавно. Посещаемость низкая, катаются только местные жители в выходные дни, в будни он совсем не загружен. Там гостиница на сто мест, и больше ничего нет. Строить инфраструктуру негде - всё занято частными коттеджами. Хотя потенциал у Чимбулака еще немалый, он может развиваться и на восток и на юг. Проблему отсутствия места для строительства гостиниц можно решить изъятием незаконно построенных коттеджей (помните поручение президента?) или их выкупом у хозяев, если уж есть лишние бюджетные деньги. Вот вам и курорт, и посмотрим, как приедут сюда сотни тысяч казахстанцев, россиян, китайцев и европейцев. А если приедут и возникнут очереди, тогда и нужно строить  новый курорт «мирового уровня».

А Кок-Жайлау меньше по площади, беднее снегом, сложнее рельефом. Там нет воды для создания искусственного снега, да и не любят лыжники искусственный снег - на нём плохо кататься. Об окупаемости курорта при необходимой ему громоздкой инфраструктуре не приходится даже говорить.

Об этом упоминают и разработчики проекта в своём октябрьском отчете: «Предпочтение всегда отдается натуральному снегу, что также ведет к более длинным лыжным сезонам…Закуп оборудования для производства снега, достаточно мощного, чтобы покрыть всю систему трасс, может стать дополнительным источником капитальных затрат в размере от 10 до 20 процентов …».(стр. 227). И далее: «Страны с низким уровнем естественных снегопадов, такие как Китай (не Казахстан, нет! - Прим. автора), будут иметь трудности с привлечением посетителей из других стран».(стр.228) Сказано дипломатично, но однозначно, и всякий имеющий голову может сам сделать правильный вывод. Равно как и в этом контексте: «…Мы считаем, что  Алматы и Алматинская область могли бы стать подходящим местом для  развития туризма…. Природа города Алматы с заснеженными вершинами гор и буйной растительностью летом, а также окрестности города, привлекательны для туристов, но немногим отличаются от других международных горных районов». Тогда зачем к нам поедут толпы иностранных туристов?! Смотреть на загазованный до предела город и грязный снег в горах?

 

Может быть, с Кок-Жайлау со временем хотят сделать то же, что сделали с Медео? Построят подъёмник, потом коттеджный поселок и закроют въезд под предлогом защиты окружающей среды - создадут заповедничек для небольшой части горожан… В уже цитировавшемся документе есть настораживающая строка: «…жилая застройка на базовой территории Кок- Жайлау должна быть максимально плотной».(стр.434).  Кроме того там предусматривается строительство автостоянки на 6000 посетителей, и все это на 30 га площади Кок-Жайляу? А где же курорт, где обещанные при этом гольф-поля и водные развлечения при полном отсутствии воды?

Приведенные в Отчете данные о температурах воздуха в регионе и о площади ледников говорят об их аномально быстром таянии в последние десятилетия (рост температур и сокращение площади ледников)- стр.287-283.

Рассматриваемые в Отчете возможные сценарии изменения климата в 21 веке говорят о продолжающемся потеплении, которое в Казахстане происходит более быстрыми темпами, чем в Европе, что ставит вопрос о целесообразности развития горнолыжного спорта в регионе и дорогостоящем строительстве не рентабельных горнолыжных курортов, но нисколько не волнует городские власти. Это говорит о том, что основная цель Проекта не создание рентабельного для города и страны горнолыжного курорта, а что-то другое.

                                                                                                                                      

- Хорошо, а какие, по-вашему, интересы может преследовать иностранная фирма, делая вопреки собственным утверждениям ложное заключение о пригодности Кок-Жайлау для строительства курорта?

- Ответ простой. Они получили очень хорошую зарплату за выполненные исследования, но ответственность за эксплуатацию убыточного курорта нести не будут. Затраты и убытки повиснут на гражданах Казахстана. В октябре прошлого года я встречался с одним из исполнителей проекта. Парень из Канады, зовут его Эрик Календер, он приезжал из Астаны, чтобы выслушать мнения людей, разбирающихся в исследуемом вопросе. Я оказался в их числе. Беседа длилась не меньше четырех часов. Мы приводили свои аргументы, и канадец соглашался с нами. В итоге я попросил его объяснить, на чём же основывались полностью противоположные выводы  разработчиков проекта на первом этапе исследований (материалов второго этапа тогда ещё не было). И он ответил, что это было желание заказчика. Может быть, потом, сказал он, после Нового года, мы раскроем карты.

 

А вскоре, после этого, АО «Казахский институт развития индустрии» обнародовали в «Системном плане развития горнолыжной зоны Алматы» материалы исследований фирмы Экосайн, где было заявлено, что после обследования всего(!) хребта, они пришли к заключению, что лучшим местом для строительства горнолыжного курорта является Кок-Жайлау (стр.295), хотя в частной беседе Эрик Календер говорил, что «по его мнению, из всех возможных вариантов, площадка Кок-Жайляу будет самой неудачной». Получается, что Заказчики работы присвоили себе право делать необходимые им выводы, не считаясь ни с мнением приглашенных иноземных экспертов, ни с мнением отечественных специалистов и, тем более, с мнением общественности нашего города. После Нового года мы написали письмо Эрику Календеру, напомнили о нашей встрече и сообщили, что акимат Алматы активно продвигает нерентабельный и губительный для природы проект, ссылаясь на фирму «Экосайн». Ответа нет до сих пор.

Возвращаясь к проекту строительства горнолыжного курорта Кок-Жайляу можно сказать, что всеми заинтересованными лицами активно имитируется процесс создания «платья голого короля» наверно помните такую сказку и чем она закончилась? Удивительно, что сам король при этом не протестует, а помогает иностранным и своим портным.

Скорее всего, строительство заведомо нерентабельного горнолыжного курорта на территории Национального парка, с отрицательным вмещательством в окружающую среду, не принесет ни политических ни экономических дивидендов Казахстану, ничего кроме лишней социальной напряженности, и направление туристической деятельности в регионе города Алматы лучше переориентировать на летние виды горного отдыха, а также на экологические виды туризма, привлекающие около 70% опрошенных респондентов в ходе различных проводившихся ранее опросов, с сохранением объема существующих и улучшением качества зимних услуг.

 

- Теперь о вашем интересе в этой сильно нашумевшей истории. Он ведь есть?

                                                                                                                         

- Мой интерес заключается в том, чтобы предотвратить ошибку, расплачиваться за которую придется всем налогоплательщикам. Ведь содержание очень дорогого и сто процентно не окупаемого объекта ляжет на наши плечи. Это во-первых. Во-вторых, в ТОО «Научный испытательный центр» еще в 2008 году разработано Технико-Экономическое Обоснование Проекта канатной дороги на Иссык-Куль, который может послужить альтернативой строительству ГКЛ на Кок-Жайлау. Согласно статистике, каждое лето в среднем 800 тысяч алмаатинцев и других отдыхающих из Казахстана, России и других стран отдыхает на этом озере, добираясь туда на автобусах или автомашинах из Алматы. Дорога к месту отдыха занимает 8-10 часов часов в один конец, в крайне некомфортных условиях. Канатная дорога сократит время пребывания в пути, сбережет нервную систему и, учитывая аварийность на автотрассах, обеспечит комфортное и безопасное путешествие над прекрасными горными пейзажами. В результате поток отдыхающих сильно вырастет за счет тех, кто будет ездить на Иссык-Куль в выходные дни. Эксплуатация канатной дороги планируется круглогодичной, что резко повышает рентабельность Проекта. Автомобильная трасса, необходимая для удешевления строительства, уже существует. По нашим расчетам, проект окупится в первые- же четыре года эксплуатации этой Магистральной Канатной Дороги.

При этом Проект останется рентабельным даже при полном отсутствии снега в регионе, возможном в результате глобального потепления.

 

Чем он ещё интересен? Тем, что посадочная станция будет находиться практически в черте города, в Большом Алматинском ущелье. Три – четыре часа, и вы на Иссык-Куле. При этом «канатка» не будет одной сплошной линией. На промежуточных этапах (на станциях пересадки) планируется создать свою инфраструктуру и несколько небольших курортов в живописных местах. Кто не хочет ехать до озера, тот выйдет на приглянувшейся пересадочной станции и проведёт, к примеру, свои выходные дни в горах. Вокруг каждой станции должна быть своя инфраструктура. Прибыль от канатной дороги можно поделить с киргизской стороной в зависимости от долевого вклада. Сколько процентов вложил в строительство, столько процентов и получаешь.

 

- Проводилась ли экспертиза проекта?

- Нет, у акимата наш проект вызвал непонятный скепсис. Но я вкратце ознакомил с ним одного из высокопоставленных представителей известной фирмы Доппельмайер (Doppelmair), - мирового лидера в области строительства канатных дорог. Он сказал, что Проект очень интересен и может быть «Проектом века» и, при наличии заказа, фирма с удовольствием возьмется за реализацию этой идеи.

 

Строить канатную дорогу можно поэтапно. Вначале она пройти только до киргизской границы. Тогда уже через два года готовый участок начнёт приносить прибыль. Для Казахстана проект хорош и тем, что по мере его реализации будет происходить освоение приграничного региона на территории соседней страны, что крайне важно в плане национальной безопасности. При этом, поэтапно, подъемниками и соответствующей ситуации инфраструктурой, могут осваиваться соседние меридиональные ущелья, что при необходимости создаст возможности эффективного контроля и защиты прилегающего к городу горного региона.

 

 

тренинг по организации ГО в компаниях

оповещение населения при ЧС, сирены, Сигнал Гражданской обороны Внимание всем!

тренинг в Алматы - Землетрясение -меры по защите и реагированию



Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Новости



Юрклуб_информационно-правовая система